Физическое воспитание новорождённого

В семье — первенец. До этого крохи даже страшно дотронуться. Не верится, что пройдет не так уж много времени, и он начнет улыбаться, встанет на ножки, скажет первое слово… С самых первых дней вы должны заботиться о его воспита­ нии, развитии всех природных способностей. И в этом вам помогут советы опытных врачей, педагогов, а также родителей со стажем и современных, «спортивных» бабушек и дедушек.

Не рано пи говорить о физическом воспитании!?

 Нет, не рано. Рассмотрим, в чем оно может выражаться.

С переменой «среды обитания» ново­рожденный лишился температурного равновесия. До сих пор развитие шло в утробе матери при постоянной темпе­ратуре, и вот в один миг новорожден­ный очутился в среде, температура ко­ торой колеблется, и уж, во всяком слу­чае, она теперь значительно ниже при­вычной. Ему самому приходится поддерживать постоянную температуру те­ ла. По сигналам, идущим из центральной нервной системы, усиливается тонус мышц рук и ног, шеи и туловища; тело ребенка принимает типично согнутое положение. Такое напряжение муску­латуры способствует производству теп­ ла. Чем заметнее снижается темпера­ тура окружающей среды, тем выше напряжение мышц ребенка.

Но если мы возьмемся работать за новорожденного, если начнем укуты­вать его, держать в помещении, где слишком жарко, то, поскольку необхо­димости в дополнительном производстве тепла нет, тонус мышц снижается. А ведь поддержание его — пока единственная и потому обязательная форма трени­ровки.

Таким образом, создание условий, которые поддерживали бы характерную позу ребенка, следует считать мерой фи­зического воспитания детей первого ме­сяца жизни. В комнате, где находится ребенок, температура не должна превы­шать 20— 22°. Не следует слишком теп­ло укрывать ребенка в комнате, наде­вать ему на голову чепцы и платочки, ставить рядом дополнительные обогре­вательные приборы.

Иногда допускают такую ошибку: в комнате поддерживают нормальную тем­пературу воздуха, но боятся в этих усло­виях распеленать ребенка. Напрасные опасения! Не только переодевать здоро­вого новорожденного можно при темпе­ратуре около 20°, но и оставлять на не­ сколько минут голым. Такие воздушные ванны для малыша — и закаливающая процедура, и хорошая гимнастика Важны для физического воспитания ребенка первых недель и прогулки.

Если он родился теплой весной или теп­лой осенью, сомнений ни у кого не воз­никает, и буквально на другой день после возвращения из родильного дома с малышом отправляются на улицу.

Но как быть, если ребенок родился зимой?

Непременно гулять и тогда. Для правильно одетого малыша прогулка в коляске, защищающей от вет­ра и снега, совершенно безопасна даже в мороз. Мнение же о том, что, нады­шавшись холодным воздухом, ребенок простудится и заболеет, совершенно неправильно, хотя, к сожалению, и бы­тует довольно широко. Но здесь надо проявлять известную осторожность.

Подождать, пока малышу исполнится две недели. Начинать с небольшой, десятиминутной прогулки. В первые ме­сяцы, если температура ниже 10°, на улицу лучше не выходить.

Если малыш нормально дышит но­сом, холодный воздух успевает согреть­ся и увлажниться, пока попадает в лег­кие. Никаких заболеваний вызвать он не может. Наоборот, вдыхая прохлад­ный воздух, младенец лучше спит, мень­ше беспокоится, а после прогулки лучше ест.

 

Да, понятие «закаленный орга­низм» (и соответственно понятие «не­ закаленный организм») вполне приме­нимо уже к двухнедельным детям.

Достаточно в течение нескольких дней держать ребенка в комнате со слишком высокой температурой, воздух которой пересушен обогревательными прибора­ ми, как все защитные силы организма, мобилизованные в момент рождения, выключаются, не найдя применения.

И тогда достаточно небольшого охлаж­дения, сквозняка, мимолетного контак­ та с больным, чтобы ребенок заболел.

 

Обратившись к теме физического воспи­тания новорожденного, мы, по сути, уже затронули вопросы организации ухода за ребенком. Это не случайно.

Уход и воспитание (и не только физи­ческое!) тесно переплетаются в первые недели, месяцы, годы жизни малыша.

Правильно поставленный уход, в частно­сти, всегда имеет следствием целесооб­разную организацию всей жизни ребен­ка, а это не может не сказаться и на фор­мировании психических качеств, свойств личности.

Поэтому постараемся лучше орга­низовать уход за ребенком первого го­да жизни; при этом надо будет учесть анатомо-физиологические особенности организма и не упустить из виду двуеди­ной задачи — охраны здоровья и забо­ты о воспитании ребенка.

 

Поэтому постараемся лучше орга­низовать уход за ребенком первого го­да жизни; при этом надо будет учесть анатомо-физиологические особенности организма и не упустить из виду двуеди­ной задачи — охраны здоровья и забо­ты о воспитании ребенка.

Оцените статью
Акушерство и Гинекология