В семье — первенец. До этого крохи даже страшно дотронуться. Не верится, что пройдет не так уж много времени, и он начнет улыбаться, встанет на ножки, скажет первое слово… С самых первых дней вы должны заботиться о его воспита нии, развитии всех природных способностей. И в этом вам помогут советы опытных врачей, педагогов, а также родителей со стажем и современных, «спортивных» бабушек и дедушек.
Не рано пи говорить о физическом воспитании!?
Нет, не рано. Рассмотрим, в чем оно может выражаться.
С переменой «среды обитания» новорожденный лишился температурного равновесия. До сих пор развитие шло в утробе матери при постоянной температуре, и вот в один миг новорожденный очутился в среде, температура ко торой колеблется, и уж, во всяком случае, она теперь значительно ниже привычной. Ему самому приходится поддерживать постоянную температуру те ла. По сигналам, идущим из центральной нервной системы, усиливается тонус мышц рук и ног, шеи и туловища; тело ребенка принимает типично согнутое положение. Такое напряжение мускулатуры способствует производству теп ла. Чем заметнее снижается темпера тура окружающей среды, тем выше напряжение мышц ребенка.
Но если мы возьмемся работать за новорожденного, если начнем укутывать его, держать в помещении, где слишком жарко, то, поскольку необходимости в дополнительном производстве тепла нет, тонус мышц снижается. А ведь поддержание его — пока единственная и потому обязательная форма тренировки.
Таким образом, создание условий, которые поддерживали бы характерную позу ребенка, следует считать мерой физического воспитания детей первого месяца жизни. В комнате, где находится ребенок, температура не должна превышать 20— 22°. Не следует слишком тепло укрывать ребенка в комнате, надевать ему на голову чепцы и платочки, ставить рядом дополнительные обогревательные приборы.
Иногда допускают такую ошибку: в комнате поддерживают нормальную температуру воздуха, но боятся в этих условиях распеленать ребенка. Напрасные опасения! Не только переодевать здорового новорожденного можно при температуре около 20°, но и оставлять на не сколько минут голым. Такие воздушные ванны для малыша — и закаливающая процедура, и хорошая гимнастика Важны для физического воспитания ребенка первых недель и прогулки.
Если он родился теплой весной или теплой осенью, сомнений ни у кого не возникает, и буквально на другой день после возвращения из родильного дома с малышом отправляются на улицу.
Но как быть, если ребенок родился зимой?
Непременно гулять и тогда. Для правильно одетого малыша прогулка в коляске, защищающей от ветра и снега, совершенно безопасна даже в мороз. Мнение же о том, что, надышавшись холодным воздухом, ребенок простудится и заболеет, совершенно неправильно, хотя, к сожалению, и бытует довольно широко. Но здесь надо проявлять известную осторожность.
Подождать, пока малышу исполнится две недели. Начинать с небольшой, десятиминутной прогулки. В первые месяцы, если температура ниже 10°, на улицу лучше не выходить.
Если малыш нормально дышит носом, холодный воздух успевает согреться и увлажниться, пока попадает в легкие. Никаких заболеваний вызвать он не может. Наоборот, вдыхая прохладный воздух, младенец лучше спит, меньше беспокоится, а после прогулки лучше ест.
Да, понятие «закаленный организм» (и соответственно понятие «не закаленный организм») вполне применимо уже к двухнедельным детям.
Достаточно в течение нескольких дней держать ребенка в комнате со слишком высокой температурой, воздух которой пересушен обогревательными прибора ми, как все защитные силы организма, мобилизованные в момент рождения, выключаются, не найдя применения.
И тогда достаточно небольшого охлаждения, сквозняка, мимолетного контак та с больным, чтобы ребенок заболел.
Обратившись к теме физического воспитания новорожденного, мы, по сути, уже затронули вопросы организации ухода за ребенком. Это не случайно.
Уход и воспитание (и не только физическое!) тесно переплетаются в первые недели, месяцы, годы жизни малыша.
Правильно поставленный уход, в частности, всегда имеет следствием целесообразную организацию всей жизни ребенка, а это не может не сказаться и на формировании психических качеств, свойств личности.
Поэтому постараемся лучше организовать уход за ребенком первого года жизни; при этом надо будет учесть анатомо-физиологические особенности организма и не упустить из виду двуединой задачи — охраны здоровья и заботы о воспитании ребенка.
Поэтому постараемся лучше организовать уход за ребенком первого года жизни; при этом надо будет учесть анатомо-физиологические особенности организма и не упустить из виду двуединой задачи — охраны здоровья и заботы о воспитании ребенка.