Забота о двигательном развитии ребенка является почти столь же важной для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон и частое пребывание на свежем воздухе.
Советы родителям о приобщении малыша к физическим упражнениям дает Яна Бердыхова — известный чешский педагог, ученый, врач.
Упражнения для новорожденных с первых дней жизни и на первом месяце жизни ребенок должен самостоятельно двигаться; об легчайте его движения, одевая в свободную одежду, распеленывая и купая.
Упражнения для В 2— 3 месяца
В 2— 3 месяца кладите ребенка на животик, берите его на руки и, показывая игрушку, стимулируйте движения мышц шеи. Одновременно поднимайте настроение ребенка улыбкой, ласковым словом, игрой.
Основой являются активные движения ребенка; предоставляйте ему такую возможность, как и в первый месяц (свободно одевая, распеленывая и купая).
Упражнения в 4— 6 месяцев
В 4— 6 месяцев к уже освоенным движениям добавляйте переворот ребенка на бок и на животик (а позже и обратно), вращение вокруг продольной оси и побуждайте его к ползанию на животе.
Притягивая за руки, ненадолго сажайте ребенка и, приподнимая, ставьте на ножки, позволяя ему опираться о вертикальную поверхность (например, о стенку ванночки во время купания).
Хватательный рефлекс развивайте, давая ребенку в руку легкие игрушки и погремушки. Игрушки должны быть чистыми и такими, чтобы их удобно было захватить. Импульсивные движения ребенка постепенно становятся сознательными, ребенок удерживает предмет в руке и следит за ним глазами. Время занятий понемногу увеличивайте, главным образом перед купанием в теплом помещении; специально разговаривай те с ребенком, заходя с разных сторон, чтобы он реагировал на ваш голос движением шеи.
Упражнения в 7— 9 месяцев
В 7— 9 месяцев побуждайте ребенка ползать (лучше всего с помощью игрушки), сидеть и стоять, а некоторых детей уже можно учить ходить, держась за ка кую-либо опору. К занятиям с игрушками различных размеров и форм добавляйте простые подвижные игры (на пример, спрячьте лицо под простыней, а затем выгляньте; покачивайте ребенка на руках, декламируя детские стишки или напевая песенку).
Упражнения в 10— 12 месяцев
В 10— 12 месяцев продолжайте развивать у ребенка умение ползать, стоять и ходить, опираясь на что-нибудь, а за тем побуждайте его к первым самостоятельным шагам. Ребенок подражает движениям взрослого и может выполнять определенные движения по условным сигналам.
Например, прикройте ему на минуту лицо пеленкой, а затем сдерни те ее («Где Юрочка? А вот он!») и ребенок быстро научится сам стягивать с лица пеленку. Одно из первых самостоятельных движений ребенка — поднимание вверх одной или обеих рук.
Это движение обязательно сопровождается словами («Какой Димочка большой? Вот какой большой!»).
Играя в игрушки, ребенок вырабатывает ловкость (умение провезти машину за веревочку, протащить тележку через тоннель, ка тать мяч, держать его в одной руке).
Предоставляйте ребенку возможность развивать ловкость рук и пальцев при помощи различных хитроумных игрушек. Например, можно надевать боль шие деревянные кружки на ось, вкладывать предметы в полый куб, закрывать и открывать бумажную коробочку, запеленывать куклу и т. п.
Упражнения в годовалом возрасте
Здоровые дети в годовалом возрасте, как правило, умеют ходить с помощью взрослого или же держась за мебель, а некоторые — и самостоятельно. К этому времени у них появляются соответствующие изгибы позвоночника: шейный — на втором и третьем месяце, грудной и поясничный — после того, как ребенок научится сидеть и стоять. Это очень трудные движения, обусловленные сложной координацией многих мышечных групп и органов. В связи с этим период освоения ходьбы у разных детей весьма различен: одни начинают хо дить уже после года, другие — около 9 месяцев. Родители могут корректировать развитие движений у ребенка, помогая ему соответствующим образом, но не рекомендуется преждевременно принуждать ребенка стоять, ходить и особенно сидеть.
Ладушки, ладушки!
Где были? — У бабушки.
Шу-у-у — полетели,
На головку сели.
Легко хлопайте ручками ребенка;
держите ладошки ребенка вместе, затем поднимайте их к лицу ребенка.
Сорока-белобока
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала:
Ты дров не таскал, воды
Не носил,
Каши не варил.
Водите ручкой или пальчиком ребенка по его ладошке, касайтесь всех пальчиков на ручках; про бегайте слегка пальцами по тельцу ребенка.
Причины отставания
Причиной отставания в двигатель ном развитии у некоторых детей может быть и недостаток внешних раздражителей: грудной ребенок чаще всего лежит на спине, никто не привлекает его внимание игрушкой, приветливым голосом. У ребенка, который преимущественно лежит, ослаблена мускулатура, он неактивен, не чувствует контакта с окружающей средой, не испытывает приятного чувства уверенности и безопасности, на которое он имеет право.
С младенцем необходимо разговаривать, утешать его спокойным голосом, смешить. В народной поэзии есть множество прекрасных колыбельных, частушек и песенок, которые в сочетании с просты ми ритмическими движениями (кто-то из родителей выполняет соответствующие движения с ребенком) создают пер вые предпосылки для музыкально-ритмических упражнений, и дети воспринимают их с большой радостью.
Каждое купание — это знакомство ребенка с водой; с помощью надувных резиновых игрушек учите ребенка не бояться обрызгать лицо, а позже — по вернуться в ванночке, сесть или встать.
Известно немало случаев, когда дети учились плавать раньше, чем ходить.
Подготовительным упражнением здесь является обрызгивание ребенка теплой водой из душа; можно даже добиться того, чтобы годовалый ребенок сам поливал себя из ручного душа (в том числе и головку) и не боялся брызг, попадающих в лицо.