Физкультура для малышей — упражнения для новорожденных

Забота о двигательном развитии ре­бенка является почти столь же важ­ной для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и пол­ноценное питание, достаточный сон и частое пребывание на свежем воздухе.

Советы родителям о приобщении малыша к физическим упражнениям дает Яна Бердыхова — известный чешский педагог, ученый, врач.

Упражнения  для новорожденных с первых дней жизни и на первом месяце жизни ребенок должен самостоятельно двигаться; об­ легчайте его движения, одевая в сво­бодную одежду, распеленывая и купая.

Упражнения для В 2— 3 месяца

В 2— 3 месяца кладите ребенка на животик, берите его на руки и, показы­вая игрушку, стимулируйте движения мышц шеи. Одновременно поднимайте настроение ребенка улыбкой, ласко­вым словом, игрой.

Основой являются активные движения ребенка; предостав­ляйте ему такую возможность, как и в первый месяц (свободно одевая, распе­ленывая и купая).

Упражнения в 4— 6 месяцев

В 4— 6 месяцев к уже освоенным дви­жениям добавляйте переворот ребенка на бок и на животик (а позже и обрат­но), вращение вокруг продольной оси и побуждайте его к ползанию на животе.

Притягивая за руки, ненадолго сажай­те ребенка и, приподнимая, ставьте на ножки, позволяя ему опираться о вер­тикальную поверхность (например, о стенку ванночки во время купания).

Хватательный рефлекс развивайте, да­вая ребенку в руку легкие игрушки и погремушки. Игрушки должны быть чистыми и такими, чтобы их удобно бы­ло захватить. Импульсивные движения ребенка постепенно становятся сознательными, ребенок удерживает предмет в руке и следит за ним глазами. Время занятий понемногу увеличивайте, глав­ным образом перед купанием в теплом помещении; специально разговаривай­ те с ребенком, заходя с разных сторон, чтобы он реагировал на ваш голос дви­жением шеи.

Упражнения в 7— 9 месяцев

В 7— 9 месяцев побуждайте ребенка ползать (лучше всего с помощью игруш­ки), сидеть и стоять, а некоторых детей уже можно учить ходить, держась за ка­ кую-либо опору. К занятиям с игруш­ками различных размеров и форм до­бавляйте простые подвижные игры (на­ пример, спрячьте лицо под простыней, а затем выгляньте; покачивайте ребенка на руках, декламируя детские стишки или напевая песенку).

Упражнения в 10— 12 месяцев

В 10— 12 месяцев продолжайте раз­вивать у ребенка умение ползать, стоять и ходить, опираясь на что-нибудь, а за­ тем побуждайте его к первым самостоятельным шагам. Ребенок подражает дви­жениям взрослого и может выполнять определенные движения по условным сигналам.

Например, прикройте ему на минуту лицо пеленкой, а затем сдерни­ те ее («Где Юрочка? А вот он!») и ребенок быстро научится сам стягивать с лица пеленку. Одно из первых само­стоятельных движений ребенка — под­нимание вверх одной или обеих рук.

Это движение обязательно сопровождается словами («Какой Димочка большой? Вот какой большой!»).

Играя в игруш­ки, ребенок вырабатывает ловкость (умение провезти машину за веревочку, протащить тележку через тоннель, ка­ тать мяч, держать его в одной руке).

Предоставляйте ребенку возможность развивать ловкость рук и пальцев при помощи различных хитроумных игру­шек. Например, можно надевать боль­ шие деревянные кружки на ось, вклады­вать предметы в полый куб, закрывать и открывать бумажную коробочку, за­пеленывать куклу и т. п.

Упражнения в годовалом возрасте

Здоровые дети в годовалом возрасте, как правило, умеют ходить с помощью взрослого или же держась за мебель, а некоторые — и самостоятельно. К это­му времени у них появляются соответ­ствующие изгибы позвоночника: шей­ный — на втором и третьем месяце, грудной и поясничный — после того, как ребенок научится сидеть и стоять. Это очень трудные движения, обусловлен­ные сложной координацией многих мы­шечных групп и органов. В связи с этим период освоения ходьбы у разных де­тей весьма различен: одни начинают хо­ дить уже после года, другие — около 9 месяцев. Родители могут корректи­ровать развитие движений у ребенка, помогая ему соответствующим образом, но не рекомендуется преждевременно принуждать ребенка стоять, ходить и особенно сидеть.

 

Ладушки, ладушки!

Где были? — У бабушки.

Шу-у-у — полетели,

На головку сели.

 

Легко хлопайте ручками ребенка;

держите ладош­ки ребенка вместе, затем поднимайте их к лицу ребенка.

Сорока-белобока

Кашку варила,

Деток кормила.

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала:

Ты дров не таскал, воды

Не носил,

Каши не варил.

 

Водите ручкой или пальчиком ребенка по его ла­дошке, касайтесь всех пальчиков на ручках; про­ бегайте слегка пальцами по тельцу ребенка.

Причины отставания

Причиной отставания в двигатель­ ном развитии у некоторых детей мо­жет быть и недостаток внешних раздра­жителей: грудной ребенок чаще всего лежит на спине, никто не привлекает его внимание игрушкой, приветливым го­лосом. У ребенка, который преимущественно лежит, ослаблена мускулатура, он неактивен, не чувствует контакта с окружающей средой, не испытывает приятного чувства уверенности и безопасности, на которое он имеет право.

С младенцем необходимо разговаривать, утешать его спокойным голосом, сме­шить. В народной поэзии есть множество прекрасных колыбельных, частушек и песенок, которые в сочетании с просты­ ми ритмическими движениями (кто-то из родителей выполняет соответствую­щие движения с ребенком) создают пер­ вые предпосылки для музыкально-ритмических упражнений, и дети воспри­нимают их с большой радостью.

Каждое купание — это знакомство ребенка с водой; с помощью надувных резиновых игрушек учите ребенка не бояться обрызгать лицо, а позже — по­ вернуться в ванночке, сесть или встать.

Известно немало случаев, когда дети учились плавать раньше, чем ходить.

Подготовительным упражнением здесь является обрызгивание ребенка теплой водой из душа; можно даже добиться того, чтобы годовалый ребенок сам поливал себя из ручного душа (в том числе и головку) и не боялся брызг, попадаю­щих в лицо.

Оцените статью
Акушерство и Гинекология