Мы собрали для вас десять пунктов, которые помогут в конфликтных ситуациях, когда ваш ребенок поругался с другими детьми.
- 1. Помочь детям справится с эмоциями.
- 2. Остановить развитие конфликта.
- 3. Выслушать обе стороны
- 4. Не торопиться с выводами.
- 5. Помочь детям понять точку зрения друг друга
- 6. Подать пример детям в выражении собственных чувств
- 7. Стать образцом для подражания
- 8. Быть позитивными и уверенными
- 9. Быть в курсе дела
- 10. Разработать правила поведения
1. Помочь детям справится с эмоциями.
Ребёнок не контролирует себя, если он не знает, что представляют собой эмоции, в том числе негативные. Ребёнок не сможет комфортно чувствовать себя в обществе, если не научится распознавать, какие именно движут им эмоции, а также понимать, что чувствуют другие люди.
2. Остановить развитие конфликта.
Чтобы не допустить чрезмерного накала страстей, нужно немедленно остановить конфликт. Такой способ разрешения конфликта можно применять только тогда, когда дети начинают вести себя очень агрессивно. Взяв роль судьи на себя, вы отнимете у детей возможность самостоятельно разобраться в ситуации.
3. Выслушать обе стороны
Вы должны выслушать доводы всех сторон конфликта. Успокойте детей и попросите их рассказать свою точку зрения. При этом задавайте наводящие вопросы, не позволяйте перебивать друг друга. Мотивируйте детей к осмыслению не причин конфликта, а к поиску путей выхода из ситуации. Обсудите предложенные способы.
4. Не торопиться с выводами.
Не стоит обвинять кого-то в конфликтной ситуации. Постарайтесь не принимать ничью сторону. Ваша задача — не осудить ребёнка, а попытаться помочь самостоятельно разобраться во всём, найти пути выхода из ситуации и определить причины конфликта. Ведите себя спокойно и сдержанно, ни в коем случае не позволяйте себе навешивать ярлыки.
5. Помочь детям понять точку зрения друг друга
Научите детей вставать на место других. Для этого задавайте соответствующие вопросы. Пробудите в ребёнке умение сопереживать другим, развивайте и поощряйте желание прочувствовать то же, что ощущает другой человек.
6. Подать пример детям в выражении собственных чувств
Расскажите детям, как выразить свои чувства. Ваша цель в разрешении конфликта — переключение детей с взаимных обвинений на их собственные чувства. Когда малыш выскажет всё, что он почувствовал, ему будет проще понять причины произошедшего, и прийти к конструктивному выходу из конфликта.
7. Стать образцом для подражания
Вы должны показать ребёнку, как нужно действовать в трудных ситуациях. Объясните, что даже если человек огорчён и обижен, он не должен вредить другим. Обязательно обсуждайте с ребёнком конфликтные ситуации, свидетелем которых он стал. Не бойтесь признать, что иногда вы ведёте себя неправильно. Предложите малышу разобраться в чувствах каждой стороны. Внимательно выслушайте ребёнка и обсудите различные варианты развития ситуации.
8. Быть позитивными и уверенными
Показывайте ребёнку уверенность в его силах. Ребёнок должен быть уверен, что вы верите в него. Не уставайте повторять, что он сможет сам разобраться с возникшими трудностями. Но при этом ребёнок должен чувствовать поддержку. А также знать, что при опасности вы можете принять волевое решение.
9. Быть в курсе дела
Для того чтобы поведение ребёнка не стало для вас неожиданностью, вы должны знать с кем он общается. Приглашайте его друзей к себе домой, наблюдайте за их поведением. Общайтесь с учителями и воспитателями, чтобы иметь сведения о том, как ребёнок ведёт себя в той или иной ситуации. Чтобы ребёнок приобрёл позитивный опыт в разрешении конфликтов, все значимые взрослые должны работать в одном направлении.
10. Разработать правила поведения
В каждой семье должны быть определённые правила общения, которым неукоснительно должны следовать все. И взрослые, и дети. Такие правила помогут в разрешении конфликта. Особенно удачным возрастом для введения правил является дошкольный возраст. Именно в это время ведущей деятельностью ребёнка является сюжетно-ролевая игра, основным элементом которой как раз является чёткое следование правилам.