Все родители хотят, чтобы их ребе¬ нок рос здоровым, сильным и крепким, однако они часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловле¬ны в первую очередь двигательной ак¬тивностью ребенка, что помимо достиже¬ния определенного роста и веса он дол¬ жен быть ловким, подвижным и вынос¬ливым.
Хотим мы этого или нет, но возраста¬ющие требования к глубине и качеству знаний каждого человека, уменьшение движений и связанное с этим нарушение естественного образа жизни будут зако¬номерно сказываться на наших детях.
Чем более крепким здоровьем и хороши¬ ми физическими данными мы вооружим наших детей в младенчестве, тем лучше они потом приспособятся к новым со¬циальным условиям. Забота о формиро¬вании двигательных навыков ребенка, о достижении необходимого уровня лов¬ кости, быстроты, силы и других качеств является первоочередной задачей мате¬ри и отца еще до поступления ребенка в школу.
Физическое воспитание — составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка.
Порицая в ребенке рассеянность, беспо¬рядок и непослушание, мы требуем и во время занятий повторять упражнение до тех пор, пока ребенку не удастся вы¬ полнить его правильно. Общение с ребен¬ком родители должны осуществлять как бы в форме игры, при этом всегда сле¬дует учитывать возраст ребенка, его возможности. Во время занятий ценятся главным образом те упражнения, кото¬рые ребенок выполняет с радостью, без нажима со стороны взрослых, не подо¬зревая о том, что подчиняется их жела¬ниям. Мягкая, последовательная манера обращения с ребенком требует от роди¬телей большого терпения и самооблада¬ния.
Не должно возникать ссор и споров, которые могли бы отвратить ребенка от занятий и тем самым лишить его благо-творного влияния физического воспита¬ния.
Чтобы у родителей с детьми получа¬лись упражнения, чтобы они не допуска¬ ли возможных погрешностей и ошибок, следует обратить внимание на следую¬щие указания и рекомендации.
Когда начинать заниматься. Начинайте заниматься с ребенком с первых же дней его жизни. Бережно относитесь к нежным тканям младенца, вооружившись основательными знания¬ ми, подробно приведенными в специаль¬ной литературе. Основным периодом за¬нятий родителей с детьми является воз¬раст от 2 до 6 лет. Но и после 6 лет не следует прекращать занятий в семье, хотя в этом возрасте появляются и другие возможности для физического развития ребенка — в школе, физкуль¬турном обществе и культурно-просвети¬ тельных учреждениях, где ребенок занимается под руководством специалиста.
Сколько заниматься
Возможность включить в распорядок дня совместные занятия одного из роди¬телей с ребенком существует почти все¬гда. Необходимо уделять ребенку еже¬дневно хотя бы несколько минут. Поста¬райтесь определить оптимальное время дня для занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его. Прежде всего следует соблюдать принцип систе¬матичности, чтобы ребенок постепенно привыкал к занятиям, чтобы они стали для него ежедневной потребностью.
Продолжительность занятий родите¬ лей с ребенком различна. Она зависит от возраста ребенка, от наличия свободного времени у родителей, от времени суток, а также от того, что делает ребе¬ нок до или после занятий (если ребенок устал после долгой прогулки или же про¬ гулка еще предстоит, продолжительность занятий будет меньше, чем после от¬дыха) .
Утренние занятия обладают тем пре¬ имуществом, что сразу после сна «раз¬минаются» мышцы тела, улучшается кровообращение в тканях. Во время зарядки лучше использовать легкие и уже зна¬комые упражнения, поскольку обычно не хватает времени и терпения для разучивания новых, более сложных уп¬ражнений. Продолжительность утренних занятий — не более 10 мин.
До обеда обязательно дайте ребенку возможность погулять, покататься на детском самокате или велосипеде, поиг¬рать в песочнице, с игрушками, особенно на свежем воздухе. Если есть время, можно в эти часы провести 15— 20-ми¬нутный более интенсивный урок, включив в него упражнения для больших групп мышц.
После обеда необходим покой; ребе¬ нок дошкольного возраста должен спать или хотя бы спокойно лежать не менее 2 ч. После сна полезны непродолжитель¬ные взбадривающие упражнения и более длительные, по возможности на откры¬том воздухе.
Занятия во второй половине дня должны предоставить ребенку больше времени для освоения разнообразных
движений с предметами (игрушки, вело¬сипеды, самокаты) и для упражнений на различных снарядах (гимнастические стенки, качели, горки), желательно в обществе сверстников. В эти же часы удобно провести более длительное заня¬тие физкультурой с одним из родителей (около 20 мин).
Упражнения перед ужином — наибо¬лее частая форма совместных занятий, так как родители, как правило, дома и хотя бы один из них может заняться ребенком. В этот период есть время для разучивания акробатических упражне¬ний, проведения игр и совершенствова¬ния достигнутых результатов. Продол¬жительность занятий с детьми до 6 лет — 20— 30 мин, с шестилетками — до 45 мин.
После ужина заниматься с детьми физкультурой не рекомендуется: интен¬сивная двигательная деятельность после еды вредна (это касается любого време¬ни суток), а кроме того, после физиче¬ских упражнений дети трудно засыпают.
Обязательно нужно использовать лю¬бую возможность подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе. Чаще всего она представляется в выходные дни.
Как заинтересовать ребенка заня¬тиями физкультурой
Здорового ребенка не нужно застав¬лять заниматься физкультурой — он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ре¬бенка к выполнению того или иного движения или превращать занятие в скуч¬ный урок. Дошкольники еще не испыты¬вают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим занятия должны проходить в виде игры. Посте¬пенно вовлекайте ребенка во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет. Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстра¬ция его умений перед остальными члена¬ ми семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развиваются уве¬ренность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.
Если у ребенка нет желания зани¬маться, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, что¬ бы в дальнейшем создавать более бла¬гоприятные условия. Некоторые полные дети не любят заниматься потому, что им тяжело двигаться, они склонны к ле¬ ни. Таких детей следует лечить с по¬ мощью диеты и всячески стремиться при¬ влечь к занятиям, чтобы они не отстава¬ли в двигательном развитии. Кроме по¬хвалы, поощрением для них может слу¬жить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой (чтобы он не был похож на медвежонка,
чтобы его не перегнали другие дети, что¬ бы он скорее научился плавать — кстати, полные дети обладают прекрасными данными для освоения плавания).
Как обеспечить безопасность заня¬тий
Каждое движение, которое вы вы¬полняете с ребенком, должно быть пра¬вильно выбрано и хорошо выполнено, возможность какого-либо ущерба для здоровья должна быть полностью исклю¬чена. Конечно, очень важно обеспечить безопасность, страховку и помощь ребен¬ку, но в то же время неоправданная и излишняя боязливость мешает ребенку стать самостоятельным. Обратите вни¬мание на основные правила безопаснос¬ти, которые следует соблюдать при вос¬питании у ребенка смелости.
1. Поднимая ребенка, никогда не держите его только за кисти — обяза¬тельно целиком за предплечье, посколь¬ку кости и мышцы запястья еще недо¬статочно окрепли. Наиболее безопасно поддерживать ребенка за бедра. При вы¬полнении акробатических упражнений очень важны положения рук взрослого, предохраняющие позвоночник от непра¬вильного изгиба и голову от неудачного поворота или удара. Все эти захваты должны основываться на скрупулезном знании возможностей вашего ребенка.
2. Каждое новое упражнение осваи¬вайте медленно и постоянно поддержи¬вайте ребенка, чтобы он испытывал чув-ство уверенности. При дальнейшем повторении можно ускорить темп упражне¬ния и постепенно исключить всякую по¬ мощь ребенку, чтобы он как можно скорее выполнил это упражнение самостоя¬тельно (например, проход по узкой ска-мейке, лазанье по лестнице, спрыгивание с нижней ступеньки). Постоянно под¬страховывайте ребенка, будьте готовы в нужный момент быстро его подхватить.
3. Учите ребенка быть внимательным на занятиях, чтобы он сам заботился о безопасности. Более сложные упражне¬ния и прыжки следует всегда выполнять на мягкой подстилке (на ковре, траве).
Стремитесь предотвратить опрометчи¬вость и небрежность ребенка, особенно
при выполнении упражнений на высоте.
4. Длительное удержание трудных поз в раннем возрасте недопустимо — через 1— 2 с нужно вернуть ребенка в исходное положение. Лучше несколько раз повторить упражнение.
5. Вис только на руках в дошколь¬ном возрасте опасен, поскольку он дает чрезмерную нагрузку на суставы и весь плечевой пояс. Поэтому простые висы заменяйте смешанными, когда ребенок еще упирается ногами (например, коленями). По этим же причинам не по¬зволяйте ребенку раскачиваться в висе (например, на кольцах).
6. При обучении лазанью не разрешайте ребенку залезать выше того уров¬ня, на котором можете его достать, т. е.
максимально до 2,2 м. Только когда ла¬занье будет освоено в совершенстве (на¬ пример, по наклонной лестнице), можно позволить ребенку старше 3 лет само¬стоятельно залезать и выше.
7. Никогда не используйте для со¬ревнования наиболее опасные упражне¬ния. Всегда выполняйте их медленно и сосредоточенно, чтобы ребенок не осла¬ бил внимание, а вы не допустили оплош¬ности при подстраховке.
8. Избегайте упражнений, при кото¬рых ребенок излишне прогибается в поя¬сничном отделе, так как большинство детей как раз нуждаются в выпрямлении
этой части позвоночника. К неподхо¬дящим упражнениям подобного рода от¬ носятся, например, «колыбелька на жи¬воте» (ребенок, лежа на животе, проги¬бается, держась за ступни) или популяр¬ная «тачка» (ребенок опирается о зем¬лю руками, а взрослый держит его за но¬ги и продвигается с ним вперед; здесь опасна также большая нагрузка на ру¬ки).
Как подготовить место и инвентарь для занятий
Любое движение активизирует дыха¬ние ребенка, увеличивает потребление кислорода. В связи с этим следует отда¬вать предпочтение занятиям на свежем воздухе, в том числе и зимой, когда при выполнении упражнений усиливается снабжение крови кислородом и можно вдыхать чистый воздух. Только дождь и ветер могут быть помехой для занятий на улице.
Помещение, где вы занимаетесь с ребенком, всегда следует хорошо про¬ветривать, обязательно открывайте окна, а зимой хотя бы форточку. Нельзя за¬ниматься на кухне, где воздух засорен запахами пищи, сохнущего белья и т. п.
Помещение должно быть чистым, хоро¬шо освещенным и относительно теплым (16— 18°). В целях безопасности необходимо убрать те предметы, которые ме¬шают двигаться или могут разбиться; достаточно места должно отводиться для выполнения акробатических упражне¬ний и проведения игр. Самая удобная подстилка для смягчения прыжков — ковер (разумеется, хорошо выбитый) или же что-то другое (например, сложен¬ное покрывало). Мягкую подстилку на улице заменит газон (очищенный от опасных осколков и грязи), песок или солома.
Следите за тем, чтобы дети не бегали и не прыгали на мостовой, на бетоне или на кафеле: свод стопы у дошкольников только формируется и поэтому требует эластичной подкладки, а ни в коем случае не твердой. Для занятий бегом или прыжками хорошо подходят тропинки в поле или парке, газоны, лесной мох и т. п.
Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей раз¬нообразные игрушки и предметы, кото¬рые имеются в доме (мячи, обручи, кру¬ги, кегли, скакалки, кубики, а также санки, лыжи, надувные резиновые иг¬рушки, качели, лесенки). Дети, которые лишены таких игрушек, имеют, естест¬венно, меньший двигательный опыт, а потому и менее ловки и проворны, менее подвижны и смелы, у них замедленная реакция. Ребенку нужно предоставить возможность что-нибудь катать, бросать, брать предметы различных величин, фор¬ мы и цвета, безопасно лазать, взбирать¬ся по лестнице, качаться и т. п. К сожа¬лению, в современных квартирах нет условий для полноценного двигательно¬го развития ребенка, поэтому родителям следует создать все необходимые усло¬вия на улице, покупать разнообразные игрушки, которые бы непосредственно побуждали детей двигаться. Часто в семье склонны приобретать очень доро¬гие, но совершенно бесполезные для здо¬рового роста ребенка игрушки. В связи с этим помните: чем лучше вы научите ребенка радоваться движению и пребы¬ванию на природе и чем меньше изба¬луете его комфортом, который порожда¬ет лишь бездеятельность и лень, тем лучше подготовите его к самостоятель¬ной жизни.
Как одеться для занятий
Одежда для занятий физкультурой должна быть такой, чтобы не затруд¬нять движений и обеспечивать как мож¬но больший доступ воздуха к кожному покрову тела. Дома и в летнее время на улице дети могут заниматься только в трусиках и босиком, в более прохладное время — в спортивном костюме и лег¬ кой, мягкой обуви. Особое внимание обращайте на тесные резинки на поясе и под коленями (гольфы долой!), на негигиеничность использования резиновой обуви, в которой парится нога, на ненуж¬ные подтяжки и слишком теплую одеж¬ду, которая стесняет движения и не по¬зволяет наблюдать за движениями по¬звоночника, лопаток, следить за осанкой и т. д. Специальная одежда требуется для занятий зимой. Лучше надеть на ре¬бенка два легких свитера, чем не про¬ пускающий воздух комбинезон или тя¬желое пальто. По возвращении с ката¬ния на санках или лыжах ребенка необ¬ходимо переодеть в сухую одежду, пере¬ обуть и согреть теплым питьем.