Плавание для грудных детей — что это? Мода? У влечение? Панацея?

Опыт показывает, что раннее обучение плаванию положительно влияет на развитие всех систем организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорно¬ двигательный аппарат, благотворно сказывается на деятельности центральной нервной системы.

Самым маленьким пловцам
Занятия плаванием с грудными деть¬ ми становятся в последние годы все бо¬лее популярными. И дело здесь отнюдь не в моде. Это прекрасное средство про¬филактики заболеваний, укрепления здоровья и закаливания ценно еще и тем, что его можно использовать буквально с первых дней жизни ребенка, в то время, когда общий массаж и гимнастика еще не применяются, — считает врач В. Велитченко.
Поскольку внутриутробное развитие плода протекает в водной среде, врож¬денные плавательные рефлексы не ис¬чезают у ребенка в первые месяцы жиз¬ни. В это время его легко научить пла¬вать. А если занятия продолжить в тече¬ние двух лет, то можно быть уверенным, что этот навык сохранится у вашего сы¬на или дочери на всю жизнь.

Опыт показывает, что раннее обуче¬ние плаванию способствует гармонич¬ному развитию малыша, положительно влияет на все системы его организма.
Грудные дети, с которыми занимают¬ся плаванием, реже болеют респиратор¬ными заболеваниями, становятся спо-койнее, лучше спят.
Начинать занятия можно на десятый- пятнадцатый день после появления но¬ворожденного на свет. Разумеется, перед этим надо проконсультироваться с вра¬чом, наблюдающим вашего ребенка.
И если нет противопоказаний (незажив¬шая пупочная ранка, инфекционные по¬ражения кожи, слизистых оболочек и другие заболевания), то не откладывайте обучение малыша плаванию на будущее: чем раньше вы начнете, тем лучше.
Занятия плаванием можно проводить в обычной домашней ванне. Если ее нет, то небольшой бассейн-ванну можно сконструировать из дерева, кирпича, нержавеющей стали (длина 2 м, ширина 1 м, глубина 80 см). Многие родители поступают именно так, и ванна служит ребенку до 6— 7 лет.
Прежде чем наполнять ванну, ее не¬ обходимо вычистить каким-либо чистя¬щим средством и помыть горячей водой.
Только в идеально чистую ванну можно опускать новорожденного. Независимо
от того, с какого возраста вы начинаете заниматься с ребенком плаванием, тем¬пература воды при первых занятиях должна быть не ниже 36,5°, а время пре¬бывания в воде не более 10— 15 мин.
Если занятия из-за болезни ребенка или
по каким-то другим причинам были на некоторое время прерваны, то после перерыва их также надо начинать с исходной температуры воды и начальной продолжительности.
Обучение плаванию грудничков можно проводить 3— 4 раза в неделю, лучше всего за два кормления до ночного сна.
Возбудимым детям рекомендуется пла¬вать днем. Если вы регулярно проводите эти занятия, то купать ребенка с мылом нужно 1— 2 раза в месяц (сразу после
плавания), поскольку плавание в чистой воде само по себе отличная гигиениче¬ская процедура.

Первые сеансы обучения плаванию грудного ребенка необходимо провести под наблюдением и при помощи специалиста по лечебной физкультуре из дет¬ской поликлиники. Ведь по неумению и неосторожности родителей младенец может окунуться с головой на вдохе и захлебнуться. Тут требуется предельное внимание и собранность.
Поскольку головка у новорожденного слишком тяжелая по отношению к дру¬гим частям тела, то ее нужно обязатель¬но поддерживать. Во время первых за¬нятий медленно погружайте ребенка в воду в положении на спине, начиная с ножек. После этого начинайте продви¬гать его в воде в разные стороны, стараясь, чтобы он рефлекторно отталкивался ногами от краев ванны. При плавании на груди поддерживайте подбородок малыша, следите, чтобы вода не попала ему в рот.
Когда ребенок начнет делать гребковые движения, то его можно поддержи¬вать уже одной рукой, а затем и вовсе отказаться от ручной поддержки. Для того чтобы головка находилась над по¬верхностью воды, прикрепляйте к чепчи¬ку пенопластовые поплавки.
С месячного возраста, если все идет хорошо, начинайте тренировки задержки дыхания. Поддерживая руками головку ребенка, погружайте ее в воду (до уровня носа) на 4— 10 с.
Следующий этап — самостоятельное плавание. К нему можно приступать, когда ребенок овладеет навыками за¬держки дыхания при погружении рта и носа под воду и будет уметь грести рука¬ ми. На рис. 4 показаны основные приемы погружения в воду и поддержки грудно¬го младенца.
Главный принцип занятий — посте¬пенность.
Время пребывания ребенка в ванне можно увеличивать только через месяц после начала обучения плаванию, и то не больше чем на 5 мин. Спустя следую¬щий месяц еще на 5 мин и так далее.
В результате, постепенно увеличивая продолжительность занятий, годовалый ребенок сможет находиться в ванне бо¬лее часа. Температуру воды также по¬нижайте очень осторожно и постепен¬но — начиная с 36,5° (по 1° каждый месяц) до 30,5°. С годовалого возраста при регулярных занятиях можно сни¬жать температуру воды по 1° каждый месяц.
Но это общие рекомендации. Родите¬ ли прежде всего должны ориентировать¬ся на состояние, настроение своего ре¬бенка, его желание находиться в воде.
Стойкое мимическое недовольство — сигнал для окончания процедуры.
Нельзя заниматься с плачущим младен¬цем! Если почувствуете, что ребенок устал, дайте ему отдохнуть минуту-две.
Видите, что он не склонен продолжать занятия после перерыва, вынимайте его из воды, даже если он пробыл в ванне гораздо меньше расчетного времени. Ре¬бенок должен получать удовольствие от плавания — только при этом условии за¬нятия действительно принесут желаемый результат.
Следует предупредить родителей, ко¬торые занимались с ребенком плаванием в течение первого года жизни: занятия надо обязательно продолжать, посколь¬ку у ребенка уже выработалась потреб¬ность в активных движениях, аппетит у него возрос в связи с дополнительными энерготратами. Дело в том, что набор детей в секции плавания проводится только с 6 лет, а до этого времени усло¬вий для занятий практически нет. Необ¬ходимо компенсировать дефицит фи¬зической нагрузки, заменив плавание каким-нибудь другим видом двигатель¬ ной активности. В противном случае ма¬лыш начнет резко набирать вес, что впо¬следствии грозит ожирением.

Оцените статью
Акушерство и Гинекология