Порой родители ошибочно полагают, что детство — это лишь подготовка к на¬ стоящей жизни. Нет, детство, включая самые ранние его периоды, и есть жизнь, нелегкая, полная загадочных происшествий и захватывающих событий…
Игры, физические упражнения, спорт едва ли не самое интересное в этой жиз¬ни.
О чем говорят в детском саду!
Раннее утро. Один за другим на тер¬ритории детского сада «Золотая рыбка» появляются дети, прощаются с роди¬телями и нехотя направляются к воспи¬тателям. — Многим не до зарядки. Только к концу дня в себя придут, — встречая детей, говорит Людмила Потапенко, методист по физическому воспитанию Киевского радиозавода, и с улыбкой до¬бавляет: — Понедельник — день тяже¬лый. Почему? Некоторые родители счи¬тают, что достаточно дети «намучались» под нашим руководством за пять дней — можно и отдохнуть. И прописывают по¬ кой с утра, сладости и телевизор. После выходных дети возвращаются в сад вя¬лыми, едят без аппетита. И нам прихо¬дится начинать все сначала…
Что ж, проблема старая: родители не знакомы с азбучными истинами физи¬ческого воспитания ребенка. — Где же выход? И есть ли он? — Выход есть! — убежденно отве¬чает Аида Ивановна Смирнова, начальник отдела дошкольного воспитания Киевского радиозавода. — Необходи¬мо просвещать родителей…
Под силу ли такая работа детским садам, даже если они объединены в отдел? — Не под силу, если пытаться объять необъятное, — соглашается Аида Ивановна. — Например, родите¬ лей «со стажем» трудно переубедить.
Они «свято» чтут свой опыт и ничего слышать не хотят. — Что же делать? — Как вы думаете, где ребенок впер¬ вые должен встретиться с физкультурой? В детском саду? — спрашивает Аида Ивановна и сама же отвечает: — Ничего подобного! Встреча долж¬на состояться раньше. В детсад родите¬ ли приводят основательно запущенных детей. В два года они перекормленные, малоподвижные и незакаленные. В сво¬ей работе мы взяли на учет молодоже¬нов. И для них организовали школу, в которой для будущих пап и мам читают¬ся циклы лекций по физическому воспи¬танию ребенка, даются методические указания, конкретные советы. Желаю¬щие могут получить чертежи тренаже¬ ров. Например, мы широко пропагандируем «домашний стадион».
Отдел дошкольного воспитания соз¬дан для координации работы 11 детских садов радиозавода. «Детский цех» — так называют от¬ дел — пользуется всеми правами произ¬водственного подразделения, имеет свой план и штат. Администрация, профсо¬юзная и партийная организации оказы¬вают отделу всяческую поддержку. Ру¬ководители завода всегда интересуют¬ся: «Что нового у нас в детском цехе?» — Родители должны освоить азбу¬ку воспитания и не бояться самостоя¬тельно и активно заниматься со своими детьми, — считают в отделе дошкольного воспитания. — Львиная доля в этой азбуке принадлежит физическому вос¬питанию. Двигательный режим ребенка, рациональное питание, закаливание, гигиена… Без помощи родителей любые усилия в этом направлении могут пойти насмарку…
Чаще всего папы и мамы попросту боятся самостоятельных занятий со сво¬ими детьми, поскольку не знают, как, где и сколько заниматься, как контролиро¬вать нагрузку.
Азбука физического воспитания ребенка. Она начинается с простых ве¬щей. Например, с уверенности: телеви¬зор здоровья не прибавляет. Ребенок нуждается в ежедневных физических на¬ грузках. Не менее часа в день. Не исключая субботы и воскресенья.
Прежде всего у ребенка следует раз¬вивать выносливость — качество, опре¬деляющее состояние сердечно-сосудис¬той системы. Самое доступное средство развития выносливости — бег.
Часто спрашивают, так ли необходим ребенку бег. А если действительно необ¬ходим, то сколько бегать и как?
Многие из нас не раз видели на ули¬цах и в парках бегущих по утрам папу (почему-то реже маму) с сыном или (по¬ чему-то гораздо реже) с дочкой. Воз¬ можно, не только видели, но и слышали, как некоторые отцы подгоняют еще не проснувшихся детей грубоватыми заме¬чаниями:
— Ну чего ты тащишься?! Шевели ногами! У ленивых живот растет.
Такие отцы считают: чем больше гоняешь чадо, тем лучше, тем больше пользы для здоровья. Так ли это?
По данным НИИ дошкольного воспи¬тания Академии наук СССР, оптималь¬ная нагрузка непрерывного бега для детей 4— 5 лет не превышает 400 мет¬ ров. К шести годам она возрастает до 1000— 1500 метров. Такую дистанцию дети спокойно преодолевают за 8,5— 9 минут.
Беговую нагрузку детям лучше да¬ вать в форме игры. Различные эстафе¬ты, «Казаки-разбойники» и особенно игры с мячом снимают монотонность длительного бега. Кроме того, спортив¬ные игры приучают к расслабленному и ненапряженному бегу, к смене ритмов, тренируя одновременно координацию движений. — Такие игры под силу организо¬вать любому папе, — считают в отделе дошкольного воспитания. — Стоит лишь собрать ребят, обозначить ворота и са¬мому принять участие в футбольном матче. Или волейбольном, гандбольном, баскетбольном… Не надо засекать время, контролируя нагрузку, считать без осо¬бой необходимости пульс. Падение у ребят интереса к игре просигнализирует об утомлении. Ничего страшного: сегод¬ня переиграли, завтра недоиграют. Разу¬меется, такой метод контроля годится для практически здоровых детей. И все- таки родители не должны без нужды останавливать сына или дочку, когда им захочется побегать, побросать мяч, попрыгать через скакалку. Пусть даже у них есть какие-то отклонения в здо¬ровье.
А вот что рассказал один папа: «На¬чали мы с женой дочку закаливать, сле¬дуя руководству, где говорилось, что температуру воды нужно постепенно снижать на 1 — 1,5 градуса в неделю.
Переругались. Жена измеряет — одна цифра получается, у меня — другая. По¬ том выяснили: измеряли температуру в разных концах ванны. Позже оказалось: градусник, которым пользовались, дает
погрешность на 1,5— 2 градуса. Короче, забросили мы процедуру, решив, что и без закаливания дочка вырастет, растут же другие…» Начните с малого. Пусть ребенок привыкает находиться в прохладном по¬мещении, на улицу выходить легко оде¬тым, умываться и мыть ноги холодной водой.
Не торопитесь останавливать ребен¬ка, если он, заигравшись, побежал бо¬сиком по холодному полу. Ничего страшного.
Обливание лучше делать контраст¬ным, меняя теплую и прохладную воду.
Ориентируйтесь на настроение ребен¬ка. Если во время процедуры он весел, значит, все идет нормально и простуда ему не грозит. Можно растереть его жестким полотенцем. …Часто дети все время «таскают кус¬ки» — обычно в доме, где принято целый день держать на столе печенье, конфе¬ты, не считая их за настоящую еду.
В таких домах ребенок постоянно жует.
Через некоторое время мальчик или де¬вочка привыкают к такому режиму и жа¬луются: «Чем больше ем, тем больше хо¬чется». Что может спасти от такой при¬вычки? Резкое изменение обстановки, за чем должны проследить родители.
Иначе — ожирение со всеми печальными последствиями. — А что, правда говорят: в детсадах завода — недокормленные дети? — Это мы сами их так называем, — смеются в ответ работники отдела до¬ школьного воспитания. — Недокормле¬ны они по сравнению с теми, которых постоянно перекармливают. Наши дети получают все, что необходимо им по научно обоснованным нормам. А двига¬ются они у нас больше, чем принято.
Кроме программных занятий два раза в неделю — бассейн. Вместо утренней гимнастики — легкая тренировка, вече¬ ром не топтание на участке в ожидании родителей, а спортивные игры… Коро¬че, ни секунды без движения. И посмот¬рите, какие у нас стройные и жизнера¬достные дети. Жизнерадостные — зна¬чит, здоровые!