Закаливание и гимнастика для детей — вред или польза?

Почему дети растут и развиваются по-разному? Почему один болеет редко, а другой не вылезает из простуд? Такие вопросы, думается, не раз задавали себе многие родители. Наверно, дело в том, что не все родители в должной мере по¬нимают значение такого важного факто¬ра для развития ребенка, как раннее закаливание.
Закаливание — это тренировка за¬щитных сил организма, которая приучает его лучше переносить холод, физические нагрузки и т. д. Чем раньше начать за¬каливание малыша, тем лучше, — счита¬ет академик АМН СССР М. Студеникин.
Закаленные дети легче переносят изме¬нение влажности, холод и жару, менее подвергаются простудным и другим заболеваниям. Закаливание и физические упражнения укрепляют нервную систе¬му, способствуют развитию мышц и кос¬тей, улучшают работу сердца, легких, органов пищеварения и выделения, со¬ став крови и обмен веществ, повышают невосприимчивость к действию болезне¬творных факторов.
При проведении закаливающих про¬цедур нужно руководствоваться следую¬щими принципами: раннее начало, посте¬пенность и систематичность. Необходи¬мо учитывать индивидуальные особен¬ности ребенка.
Средства закаливания просты и до¬ступны. Важно лишь отбросить многие укоренившиеся предрассудки и не ку¬ тать детей, не бояться свежего воздуха; систематически, 4— 5 раз в день провет¬ривать комнату, а летом держать окна открытыми — ведь оконные стекла не пропускают ультрафиолетовых лучей, необходимых для растущего организма.
В помещении, где находится ребенок, категорически запрещается курить.
Смена пеленок, переодевание, раз¬девание новорожденного перед купани¬ем — первые воздушные ванны, первые закаливающие процедуры. Для грудного ребенка температура воздуха как в ком¬ нате, так и на улице при воздушной ван¬не должна быть не ниже 22°. После соот¬ветствующих тренировок температура при воздушной ванне может быть 20 и 18°.
Воздушные ванны необходимо про¬ водить осторожно; продолжительность их вначале не должна превышать 2— 3 мин. Постепенно время увеличивают и для детей до 6-месячного возраста дово¬дят до 15 мин, а для детей 6— 12 месяцев — до 20— 25 мин. Процедуру можно повторять 2 раза в день. Ослабленным детям или не привыкшим к прохладному воздуху обнажать тело надо постепенно: сначала руки и ноги, затем до пояса и, наконец, оставлять малыша совсем раз¬ детым. В летнее время воздушные ван¬ны лучше проводить на открытом воздухе под навесом или в тени деревьев, где рас¬ сеянный солнечный свет богат ультра¬ фиолетовыми лучами.
Очень полезно закаливание водой.
Делают это с помощью гигиенических ванн, умывания, обмывания стоп, а также обтираний и обливаний. К закаливанию водой приступают постепенно и осто¬рожно. С 3— 4-месячного возраста мож¬но применять влажные обтирания.
Прежде чем приступить к ним, необхо¬димо посоветоваться с врачом, затем предварительно подготовить кожу ребен¬ка к этой процедуре. Для этого сухой фланелью или кусочком мягкой шерстя¬ ной ткани ежедневно утром растирают тело, руки и ноги ребенка до розового цвета. Спустя полторы-две недели можно переходить к обтиранию водой. Вареж¬кой из мохнатой материи, смоченной в воде и отжатой, обтирают сначала руки, затем грудь и живот, спину, ягодицы, ноги ребенка. Сразу же вытирают смоченную часть тела мохнатым полотенцем до легкого покраснения кожи. Все тело, кроме обтираемой части, должно быть под одеялом. Можно проводить обтира¬ния, добавив на 1 стакан воды 1 чайную ложку соли или столовую ложку морской соли. Делают обтирания обыч¬но после утреннего сна ребенка. Про¬ должительность их 5—6 мин. Темпера¬ тура воды должна быть вначале 32—33°, затем постепенно, с интервалом в 5— 7 дней, температуру воды снижают на 1° и доводят ее до 30°.
Гигиеническую ванну не следует де¬лать горячей. Температура воды для де¬ тей до 6-месячного возраста должна быть 36,5—37,5°, а для более старших детей — 36°.
После такой ванны полезно облить ребенка водой, температура которой на 1—2° ниже температуры воды ванны.
С течением времени температуру воды для обливания снижают еще на 2—3°.
Начиная с 10—11-месячного возраста утром и вечером лицо, шею и руки (до локтя) ребенка надо умывать прохлад¬ ной водой (температура которой не ни¬ же 18—20°).
Детям очень полезны прогулки. При¬учать к холодному воздуху следует по¬ степенно, начиная с «прогулок» в комна¬те с открытым окном, полезен сон на свежем воздухе. Закаливание надо стараться проводить так, чтобы оно вызыва¬ло у ребенка хорошее, радостное на¬ строение. Процедура выполняется неправильно, если во время нее малыш беспокоен, плачет.

https://semiya-i-deti.ru/wp-content/uploads/2021/11/Zakalivanie-i-gimnastika-dlya-detey-vred-ili-polza.png

Закаливание полезно всем детям, особенно ослабленным, для которых вы¬бирать вид закаливания следует только по совету врача, постепенно и осторожно
увеличивая дозировку назначенной про¬цедуры.
Закаливающие процедуры прекраща¬ют, если ребенок заболел, при повышен¬ ной возбудимости (раздражительность, нарушение сна, повышенная плаксивость и отказ от груди и др.).
С конца 1-го месяца жизни ребенку полезно делать массаж, а со 2-го меся¬ца — гимнастику, но предварительно надо обязательно показать ребенка вра¬чу и согласовать с ним введение этой
процедуры. Массаж проводят ежеднев¬но, всегда в одно и то же время, через 30 мин после еды. Продолжительность занятий 5— 12 мин. Каждый прием по¬вторяют от 4 до 6 раз.
Детям в возрасте от полутора до трех месяцев можно рекомендовать следую¬щий комплекс упражнений (рис. 5), который состоит из приемов массажа (по¬глаживания) и активных движений, основанных на безусловных рефлексах: массаж рук (1), массаж ног (2), выкла¬дывание на живот, массаж спины (3), массаж живота (4,5), упражнения для стоп (6, 7), разгибание позвоночника в положении на боку (8).
При массаже поглаживающие движе¬ния рук должны быть легкими, плавными

https://semiya-i-deti.ru/wp-content/uploads/2021/11/plavanie-dlya-detey.png

и направлены от периферии к центру.
Например, массаж рук проводят от кисти ребенка к плечу по внутренней и наруж¬ной поверхности предплечья и плеча; поглаживание ног — от стопы к пахово¬му сгибу по наружной и задней поверхности голени и бедра, обходя коленную чашечку снаружи и снизу и избегая рез¬ ких движений в области коленного су¬ става.
К возрасту 3— 4 месяца уменьшается физиологическое напряжение мышц-сги¬бателей. Между мышцами сгибателями и разгибателями устанавливается рав¬новесие, поэтому в комплекс занятий постепенно вводят пассивные движения.
Комплекс для детей в возрасте от 3 до 4 месяцев (рис. 6) включает массаж рук,
отведение рук в стороны и скрещивание их на груди (9), массаж ног (как и в предыдущем комплексе) (10, 11), пово¬рот со спины на живот при поддержке за руку; массаж спины, отклонение голо¬ вы назад при положении на животе на
весу (12), массаж живота (тот же, что и в предыдущем комплексе), сгибание и разгибание рук.
В комплекс упражнений для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев (рис. 7) вво¬дят в большом количестве как пассивные, так и активные движения. Они направ¬лены на побуждение к ползанию и на развитие рук. Ребенка часто выкладыва¬ют на живот на жесткую поверхность.

https://semiya-i-deti.ru/wp-content/uploads/2021/11/massazh-zhivota-.png

Комплекс составляют такие упражне¬ния: отведение рук в стороны и скрещивание их на груди, массаж живота, «скользящие шаги» (13), поворот со спи¬ны на живот при поддерживании за ноги (14), массаж спины, «парение» в положении на спине (15), сгибание и разги¬бание ног вместе и попеременно (16),
приподнимание верхней части тела из положения на спине (17).
Детям в возрасте от 6 до 10 месяцев в комплекс занятий (рис. 8) вводят бо¬лее сложные упражнения. Большое вни¬мание уделяют упражнениям, способ¬ствующим развитию ползания (упражнения для мышц туловища и ног, костно¬связочного аппарата). Это, в свою оче¬редь, подготавливает малыша к правиль¬ному сидению, стоянию, ходьбе, предот¬вращает развитие плоскостопия и искривления позвоночника. Упражнения включают охватывающие движения ру¬ками, «скользящие» шаги, массаж жи¬вота, поворот со спины на живот вправо (за ноги), массаж спины, присаживание при поддержке за обе отведенные в сто¬роны руки (18), круговые движения руками, поворот со спины на живот вле¬во, приподнимание туловища из положе¬ния на животе при поддержке ребенка за руки (19), ползание (20).

https://semiya-i-deti.ru/wp-content/uploads/2021/11/massazh-spiny.png

Комплекс упражнений для детей в возрасте от 10 месяцев до 1 года 2 меся¬цев (рис. 9) состоит в следующем: сгиба¬ние и разгибание рук, «скользящие» ша¬ги, круговые движения руками с кольца¬ ми (21), поворот со
спины на живот в ту и другую сторону, массаж спины,

наклон туловища и выпрямление (22), массаж живота, поднятие выпрямленных ног до палочки или кольца (23), самостоятельное присаживание с фиксацией ног (24), повороты в стороны из положе¬ния лежа (25), напряженное выгибание
из положения сидя на коленях у взрос¬ лого (26, 27), приседание, поддерживая ребенка за руки (28).
Комната, где занимаются с ребенком, должна быть хорошо проветрена, а тем¬пература в ней — не ниже 19— 20°. Ле¬том лучше проводить занятия на воздухе в тени при температуре 20— 22°. Для гимнастики стол покрывают сложенным вчетверо байковым одеялом, а сверху клеенкой и пеленкой. Матери или отцу необходимо предварительно тщательно
вымыть и согреть руки, снять кольца, часы — все то, что может поцарапать кожу ребенка. Делая упражнения, лас¬ково разговаривайте с малышом или на¬певайте ему. Массаж и гимнастику все¬гда проводите после воздушных ванн.
Итак, ребенку исполнился год. Он подрос, уже самостоятельно ходит, уме¬ет приседать и подниматься без опоры, лепечет и говорит 10— 15 простых слов.
Умеет сосредоточенно слушать и смо¬треть, активно и подолгу играет.
Какое счастье видеть такого малыша!
Но вы прекрасно понимаете, что начатое дело воспитания потребует в дальней¬шем новых усилий, окажется трудным и сложным, не все будет протекать глад¬ ко и легко.

https://semiya-i-deti.ru/wp-content/uploads/2021/11/vozdushnyh-vann.png

Оцените статью
Акушерство и Гинекология